Памятники архитектуры Астрахани /

Дом купца Губина

ул. Красная набережная, 7

О здании
Полное название: Усадьба Губина А.И.
Дата постройки: 1897–1902 гг.
Адрес: ул. Красная набережная, 7
Объект культурного наследия федерального значения (3010017000)
Автор проекта: архитектор Домантович К.К.
Архитектурный стиль: эклектика
В здании размещается: учебное заведение
Фотографии

Усадьба Губина А.И.

Один из лучших в Астрахани образцов богатого купеческого дома с пышной отделкой фасадов и интерьеров, жилого, торгового и хозяйственного назначения, дошедший до нас почти в полной сохранности.

История

Александр Иванович Губин был известным астраханским купцом-лесопромышленником.

В Астрахани Губины были одной из самых влиятельных фамилий. В собственности они имели лесопильные заводы, лесные пристани на реке Болда, склады лесных материалов, а также шесть городских зданий. Губины были почётными гражданами города, занимались благотворительностью. На сооружение храма Святого Владимира Иван Губин внёс деньгами 1010 рублей и материалами около 4000 рублей, а в 1904 году братьями была открыта богадельня для престарелых ремесленников.

После приобретения им участка между улицами Красная набережная и Куйбышевская, на нём сначала в 1885 году был возведен каменный одноэтажный торговый корпус, а в июне 1897 года А.И. Губин получил разрешение на строительство в этом месте трёхэтажного каменного дома по проекту архитектора К.К. Домантовича.

К.К. Домонтович работал в Астрахани с 1883 по 1913 год, главным образом, по заказам наиболее состоятельных горожан-промышленников, богатых чиновников. Его постройки отличают тщательная декоративная проработка фасадов, использование широкой стилистической палитры, торжественная приподнятость архитектурного образа – черты, присущие ренессансу, переосмысленному в рамках провинциальной эклектики.

Прежнее здание было разобрано и к 1902 году было закончено строительство нового дома. Кроме него во дворе расположились ещё четыре каменных строения, и вместе они составили усадьбу Губина.

До 1918 года на нижнем этаже здания размещались магазины, комнаты верхних этажей занимала семья домовладельца.

После национализации дома в январе–апреле 1919 г. в доме находился реввоенсовет и штаб Каспийско-Кавказкого фронта, членом которого был Сергей Миронович Киров. В дальнейшем здание занимали различные советские учреждения. А в ноября 1937 года, после капитального ремонта дом превратился в Дворец пионеров и школьников им. С.М. Кирова.

В начале войны здание было отдано под госпиталь №32/63. Но уже в ноябре 1942 года дом был возвращен пионерам.

В настоящее время в особняке размещается учебное заведение.

Архитектура

Это кирпичный трехэтажный дом с мансардой и подвалом. Симметрично выполненные фасады окрашены известковым составом. Здание в плане П-образное, с внутренним двором, образованным в северной части одно-двухэтажными хозяйственными корпусами. Северо-западное крыло – четырехэтажное. На первом этаже дома и подвалах находились служебные и торговые помещения, на втором и третьем – жилые и парадные комнаты.

Здание выполнено в стиле эклектики (с чертами барокко), фасады богато декорированы с применением ордерного декора, скульптур и металлопластики. Пространственная композиция особняка построена на сочетании прямоугольных объемов при симметричной организации фасадов.

Обращает на себя внимание парадный вход, украшенный декоративными светильниками, чугунные кронштейны которых выполненны из чугуна в форме грифонов.

Существовавшие изначально симметричные главному входу четыре дверных проема в настоящее время заменены окнами. По боковому фасаду три двери также заложены.

Проезд во двор ограждают массивные чугунные ворота, которые выполнены в стиле барокко. Их рисунок составляется букетами роз, листьями аканта, лентами и веревочным орнаментом, в центре размещены монограммы домовладельца. Композиция увенчана головкой купидона с распростертыми крыльями.

Интерьер

Значительную художественную ценность представляют интерьеры дома, оформленные с дворцовой роскошью.

Оформления интерьеров сменяют друг друга, сохраняя лишь основной мотив. С небольшими утратами сохранилась объемная лепнина потолков в торговых и жилых помещениях. Использованы лепные гирлянды, вазы с фруктами, горельефы с изображением амуров.

В доме сохранилась уникальная для Астрахани парадная лестница из белого мрамора, оформленная кованым стальным ограждением. Дошли до наших дней и два изразцовых камина высокого художественного достоинства. Сюжетные рельефы зеркал, характерная для барокко пластика, цветовое решение делают их истинными произведениями интерьерного искусства. Паркетные полы, выполненные с использованием девяти пород дерева, выложены геометрическим орнаментом. Можно сказать, что интерьеры оформлены с дворцовой роскошью.

ЭТО может быть ИНТЕРЕСНО