Одно из крупнейших в Астрахани зданий построенных до 1917 года и не претерпевшее за время своего существования практически никаких утрат.
История
Здание стало вторым по времени возведения в ансамбле зданий городских учреждений после Реального училища. Строительство шло с 1901 по 1904 год, постройка была доведена до второго этажа, но затем строительство остановилось из-за начавшейся русско-японской войны. К достройке здания приступили в 1909 году. В 1912 году стройка и отделочные работы были завершены.
Архитектурный и технический надзор за строительными работами вёл городской архитектор К.К. Домонтович при участии А.В. Николаева, строительную комиссию возглавлял И.Н. Плотников.
Согласно «Отчету по постройке здания городских учреждений г. Астрахани…» в здании разместились: Общественная и Репинская библиотека; Кабинет Городского Головы; Канцелярия города Управы и Думы; Комната присутствия Управы; Зал Думских заседаний и комната дел гласных; Сиротский Суд; Народные аудитории; Музей имени императора Петра I; Общество взаимного страхования; Городской Банк.
После Октябрьской революции 1917 года здание занял Астраханский Городской Совет.
Сейчас в здании размещаются учреждения администрации Астраханской области (в том числе администрация губернатора Астраханской области) и Астраханский Краеведческий музей.
Архитектура
Это трехэтажное, кирпичное, сложное в плане здание, вписанное в планировочная структуру квартала, которая формировалась на протяжении с 16 по 19 век.
Стоит отметить, что в оригинальный проект, разработанный В. А. Шрётером, в отличие от проекта Реального училища, были внесены довольно существенные правки, которые изменили первоначальный облик здания. В проекте Шрётера здание имеет симметричный фасад, но в связи с отказом от торговых и больничных помещений и решением вместо богадельни по улице Рождественской (в правом крыле здания) разместить здесь городской краеведческий музей с залом «Народной аудитории», новый проект предусмотрел постройку 3-х этажного здания вместо 2-х этажного. Изменения в изначальный проект были внесены архитекторами П. И. Коржинским и В.Н. Виноградским. Предложенное В. А. Шрётером решение фасадов было дополнено, но в основном принято фактически без изменений.
Фасады здания решены в «русском стиле», или «ложнорусском стиле» воплощавшем идеи патриотизма и народности. Этот стиль почти буквально копирует декоративные мотивы русской архитектуры 17 века. В рамках данного направления здания, строящиеся, как правило, из кирпича или белого камня, обильно декорировались в традициях русского народного зодчества. Это отвечало требованиям времени и запросам заказчика, стремившегося в облике столь многофункциональной постройки подчеркнуть ее назначение – «общественное служение во блага Отечества, стремление к цивилизации и просвещению».
Шрётер для облицовки здания использовал новейшие для того времени технологии: вместо дорогостоящей штукатурки - практичный, не требующий особого ухода, обожженный в сильном огне кирпич.
Интерьер
В интерьере здания особо выделяется большой зал с богатым убранством: плоскости его стен обыграны пилястрами дорического ордера, потолок украшает лепнина и прекрасные люстры. Полы покрыты наборным паркетом.