Первое «настоящее» театральное здание Астрахани.
История
В 1873 году почетный гражданин Астрахани, богатый рыбопромышленник Н. И. Плотников заявляет общественному управлению о своем намерении построить в Астрахани за свой счет каменный зимний театр. Автором проекта театра был городской архитектор Эрнест Иванович Фольрат.
Эрнест Иванович Фольрат родился в 1823 году в Саксонии, затем его семья переехала в Петербург, где он учился в Академии художеств. После окончания академии он работал помощником архитектора. В 1849 году Фольрат получает звание художника 14 класса, а в 1854-м – удостоен звания академика за проект музея для живописи и скульптуры. Петербуржский период деятельности архитектора Фольрата отмечен церковным строительством, а также работой на строительстве пассажирских станций Петербургской железной дороги и дворца великого кн. Михаила (1862). В 1868 году Эрнест Иванович получает назначение в Астрахань на должность астраханского городского архитектора, на этой службе он будет состоять до 1882 года.
В феврале 1878 года проект зимнего театра был представлен Н. И. Плотниковым на утверждение в строительное отделение Астраханской губернской управы и окончательно утвержден 11 октября 1878 года, после санкции техническо-строительного комитета в Санкт-Петербурге.
Технический надзор за ходом строительства осуществлял Л. В. Макаров. Театр возводили в течение пяти лет. В ходе работ в проект неоднократно вносились изменения заказчиком, что существенно ухудшило архитектурный ансамбль здания. В 1883 году проводилась окончательная отделка интерьеров и сцены, а также приобретение мебели. Полностью работы были закончены осенью 1883 года и Астрахань получила первое «настоящее» театральное здание на 800 зрительских мест.
Стоит отметить, что во время строительства театра Н. И. Плотников обращался к городской думе Астрахани с предложением приобрести здание для астраханского городского общественного театра, считая что: «передача здания городу обеспечит более верное удовлетворение потребностей населения».
В июне 1887 года специальная комиссия вынесла решение, что здание «в отношении прочности и безопасности публики на случай пожара достаточно обеспечено и может быть открыто». Торжественное освящение здания театра состоялось 1 октября 1883 года. Антрепризу на новой сцене взял известный русский актер, режиссер, театральный предприниматель Петр Михайлович Медведев. Он сформировал для театра драматическую, оперную и опереточную труппы. И 2 октября 1883 года театр был открыт постановкой комической оперы Одрана «Красное солнышко».
В 1919-1920 годах на собраниях и конференциях в здании театра выступал С. М. Киров.
В 1988-1994 годах в театре проводилась реконструкция.
В 2008 году, в рамках празднования 450-летия Астрахани, театр был отреставрирован и реконструирован с применением новых технологий в строительстве, а также была проведена модернизация оборудования.
Архитектура
Здание театра представляет собой интересный образец архитектурно-планировочного решения в застройке исторического центра города и является её важным элементом. Совместно с другими строениями, по улице Советская, здание театра участвую в формировании целостного исторического ансамбля. Основные элементы театральной постройки сохранились до настоящего времени фактических без изменений, но некоторые интерьеры были позднее изменены.
Театральное здание имеет центрально-осевое построение фасадной композиции с тремя парадными входами. В южную сторону здание выходит своим главным компонентом - объемом зрительного зала.
Главный, северный фасад здания решен в стилистике позднего классицизма. До 1940-х годов его украшали кружева декоративного козырька на чугунных столбах. В 2008 году, к 450-летию города, здание было отреставрировано и этот утраченный элемент был воссоздан.
Интерьер
По мнению современников, «зрительный зал этого театра не дурен и сцена довольно обширна, но закулисные помещения тесны, вентиляция недостаточна, тем более, что воздух отравляется керосиновым освещением». Зал театра имеет глубокий амфитеатр, окруженный подковообразным фойе и тремя ярусами балконов. Оригинальные интерьеры Фольрата решены в ампирных традициях: каждый из балконов всех четырех ярусов украшен собственным декоративным растительным орнаментом с гирляндами, венками и розетками. Потолок оформлен лепными тягами. Особой декоративностью отличался интерьер верхнего фойе, который был богато украшен лепниной с растительными мотивами.