Храмы Астрахани /
Астраханский кремль /

Успенский собор

Астраханский кремль

О храме
Полное название: Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы
Дата постройки: 1698 - 1710 гг.
Адрес: Астраханский кремль
Объект культурного наследия федерального значения
Автор проекта: Дорофей Мякишев
Архитектурный стиль: Московское барокко
Нижний храм действует, в верхнем храме проводятся реставрационные работы
Фотографии
Интерьер
Объект входит в состав комплекса

Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы

Вот уже триста лет этот храм останавливает на себе взгляд любого, кто оказывается в Астрахани. Представить кремль и город без этого удивительного сооружения невозможно, сам кремль, да и вся Астрахань служат своеобразным обрамлением этому архитектурному шедевру, одному из лучших произведений русского церковного зодчества начала 17 века.

История

Первоначально на этом месте, в 1560 году, был построен деревянный храм, затем, к концу 16 века он превратился в одноэтажный каменный собор, строительством которого руководил игумен Троицкого монастыря Феодосий. К концу 17 века каменный собор стал ветшать, о чём писал в грамоте Астраханский митрополит Савватий царям Иоанну и Петру Алексеевичам: «соборная церковь ветха и развалилась». Митрополит стал постепенно собирать средства на строительство нового собора. В то время в Астрахани, в 1692 и 1693 годах, свирепствовала страшная болезнь – чума, уносившая ежедневно в могилу множество людей. Тем не менее Митрополит Савватий в это тяжёлое время не оставил паствы своей, утешая её в нахлынувшей скорби и подая многим последнее свое напутствие. Митрополиту удалось собрать пожертвований на сумму в 10000 рублей, но первого июля 1696 года он скончался, и собранные им деньги были взяты в гражданское ведомство.

Новый Астраханский митрополит Сампсон получил из этих денег только 3996 рублей, которыми он смог расплатиться за разборку старого собора и за материалы, приготовленные для строительства нового. Архипастырь обратился за помощью к царю Петру Алексеевичу, которому писал в 1698 году, но поддержки от правительства он так и не получил. Приходилось митрополиту надеяться на помощь Божию и благотворительность местного купечества. Пожертвования на новый собор были, несомненно, велики, о чём говорит величественный вид храма, на постройку которого требовались огромные средства.

Строительство нынешнего собора началось в 1699 году, для строительства храма митрополит Сампсон нанял тридцать каменщиков во главе с подрядчиком Дорофеем Мякишевым, как сообщает «Ключаревская летопись»: «... а сего 25 числа поступили 30 человек каменщиков класть соборную нынешнюю церковь 1699 года, октября месяца. Плата им каждому по 13 рублей на хлебе и на харчах, и продолжалось строение 12 лет. Архитектором или мастером при сем прочном и лепном здании через все то время был крепостной зодчий Дорофей Минеев сын Мякишев».

Вначале зодчий мыслил сделать собор с одним большим куполом, но при строительстве собора в 1702 году вследствие поспешности кладки или недостаточной прочности связей обрушился свод храма, и вместо одного огромного купола было возведено пять, что, несомненно, придало храму другой вид.

С 1705 до 1706 года в Астрахани происходил так называемый стрелецкий «свадебный» бунт - антифеодальное восстание которое приостановило ход работ, так как многие каменщики, землекопы и колодники тогда присоединились к восставшим.

В 1707 был освящён нижний храм, в честь Владимирской иконы Божией Матери. В 1708 году в нижнем храме был возобновлён придел во имя Святителей Афанасия и Кирилла Александрийских, только устроен он был уже не с правой, а с левой стороны.

В 1709 году вследствие сильного пожара обгорели соборные главы на почти завершённом соборе.

Основные каменные работы по возведению собора завершились к 1710 году, и верхний, главный храм, был освящён 14 августа 1710 года.

После сооружения собора его нижний храм стал усыпальницей астраханских иерархов. Именно сюда были перенесены останки всех прежних митрополитов и епископов, среди которых яркие исторические личности: первый астраханский архиерей Феодосий,священомученик, митрополит Астраханский Иосиф и другие. В нижнем храме собора нашли свое последнее пристанище и грузинские цари -Вахтанг VI и Теймураз II.

В 1957 году, когда кремль после долгого забвения открылся для посетителей, Успенский собор представлял печальное зрелище. Во многих местах обваливалась галерея-гульбище. Лобное место было превращено в руины. Много труда пришлось приложить реставраторам, чтобы возродить первозданную красоту внешнего облика главного храма Астрахани.

В 1992 году, после возвращения храма церкви, начался новый этап его восстановление. В нижнем храме был установлен новый иконостас, а потолок украшен живописью в византийской манере. В стены храма вмонтированы иконы мастеров Троице-Сергиевой лавры, исполненные в строгом каноническом древнерусском стиле. Богослужения в нижнем храм совершаются ежедневно.

В рамках подготовки к 450-летнему юбилею началась масштабная работа по воссозданию внутреннего убранства верхнего храма и реставрации собора специалистами из Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России. В верхнем храме было восстановлено покрытие из искусственного мрамора стен и колонн. Установлено паникадило, изготовленное по заказу в Греции. Мастера из Палеха расписали купольные барабаны и восстановили все 12 сюжетных росписей маслом в закомарах собора. По сохранившемся описаниям были воссозданы чугунный полы храма. Продолжается работа над иконостасом (его вручную вырезают из массива липы) и иконами.

28 Августа 2010 года в праздник Успения Пресвятой Богородицы был временно открыт верхний храм, в котором прошли торжества в честь 300-летнего юбилея Успенского собора.

Архитектура

Собор выполнен в стиле московского барокко и является одним из лучших памятников этого стиля. Возведен он в традициях древнерусской архитектуры и имеет правильную кубическую форму. Венчают собор пять позолоченных глав с крестами на небольших, деревянных барабанах. Сами барабаны покоятся на куполах барочной формы, покрытых железом. Купол завершают кирпичные барабаны. В каждом барабане имеется по восемь оконных проемов, обрамленных уходящими внутрь наличниками из фасонного кирпича. Между наличниками в простенках с наружной стороны имеется по одной колонке с белокаменной капителью стилизованного коринфского ордера. Барабаны завершаются карнизами из фасонного кирпича. Центральный барабан сверху над наличниками украшен вставками, сделанными из белого камня с резным орнаментом различного рисунка.

Собор имеет два этажа и состоит из двух храмов, верхнего – Успенского и нижнего - во имя Сретения Владимирской иконы Божьей Матери. Расположение нижнего храма одинаково с верхним. Храм имеет входы с трех сторон: северной, западной и южной. Фасады украшены тонкой белокаменной резьбой и фасонным кирпичом более ста видов, северные, южные и западные двери собора, вставлены в богатые, тончайшей работы порталы из кирпича и белого камня.

С восточной стороны к основному объему собора примыкает алтарь, выступающий пятью апсидами, а с западной — лобное место с широкой двухмаршевой лестницей.

С момента своего создания в архитектурном отношении храм дошёл до нас практически в первозданном виде за исключением нескольких деталей. Наиболее серьёзная утрата - разрушенная в 30-х годах 20 столетия галерея, примыкавшая к южным дверям храма, сверху украшенная башенкой с вертящимся флюгером в виде ангела с трубой. По ней проходили на службу, совершавшуюся в соборе, правящие архиереи.

Интерьер

Внутреннее убранство храма понесло большие утраты в 1923-1958 годах, революционные изменения не могли обойти эту сокровищницу стороной. Успенский собор был известен своим внутренним убранством, в верхнем храме до самого купола возвышался восьмиярусный, 23-метровый, золоченый иконостас (авторами иконостаса были нижегородские мастера Иван Тимофеев с сыном Терентием и Матвей Логинов), вызывали восхищение серебряные искусно отделанные царские врата, сделанные петербургским мастером Штанге в 1818 году, сверху на позолоченных цепях спускалось многоярусное паникадило. Ничего из этого в своем первоначальном виде, к сожалению, не дошло до наших дней.

ЭТО может быть ИНТЕРЕСНО