Храмы Астрахани /

Владимирский собор

ул. Генерала армии Епишева 4

О храме
Полное название: Кафедральный собор Московского архиерейского подворья Святого князя Владимира
Дата постройки: 1895-1902 гг.
Адрес: ул. Генерала армии Епишева 4
Объект культурного наследия регионального (местного) значения (3000083001)
Автор проекта: гражданские инженеры Косяков В.А. и Икавитц И.Э., арх. Коржинский П.И., строитель Соколов А.Г.
Архитектурный стиль: Византийский
Храм действует
Фотографии

Кафедральный собор Московского архиерейского подворья Святого князя Владимира

«Прекрасен этот созданный усердием православных граждан храм Божий. Да возвещает он своим благолепием и нынешним, и будущим родам о благочестии их предков, и да послужит для них уроком благочестия христианского и усердия к храмам Божиим и к служению Богу в духе истины». - сказал отец Иоанн Кронштадтский, 15 июля 1902 года на освящении храма.

История

В 1888 году Городская Дума приняла решение о строительстве храма-памятника в честь 900-летия крещения Руси.

Место для храма было выбрано городской думой в юго-западной части города, на берегу Адмиралтейского затона (ныне Приволжский затон), между «обывательскими кварталами» и валом, защищающим город от наводнений (раньше здесь находилась лесная биржа).

15 июля 1888 года, в день, когда по решению Святейшего Синода отмечалось торжественное событие 900-летия Крещения Руси, в Астрахани с величественным крестным ходом епископ Евгений на границе между русской и татарской слободами совершил освящение места под новый храм.

Храм строился в честь князя Владимира, обратившего Русь из тьмы язычества в веру Христову, тем самым подразумевалось, что этот святой призывался на помощь православным астраханским миссионерам в их нелёгком деле обращения иноверцев в православие - «Храм должен иметь особенно просветительное миссионерское значение, как центр и источник святой веры Христовой окрест нас живущих магометан», - писали «Астраханские Епархиальные Ведомости» (№ 15, 1902 г.).

В этом месте Астрахани тогда проживало около 11000 православных жителей, но был только один небольшой Иоанно-Златоустовский храм. Татарская слобода Царев, начинавшаяся от места, где сейчас стоит собор и тянувшаяся вдоль берега Затона до самой речки Царев, представляла из себя обширный сплошной массив мусульман, где имелось около десятка мечетей. Новый храм должен был способствовать приобщению татар-мусульман к православию или хотя бы для ознакомления их с православным богослужением, невольными зрителями которого они становились в дни торжественных празднеств, когда совершались крестные ходы или водосвятные молебны вне храма.

Для выбора лучшего проекта храма был организован конкурс. 10 сентября 1890 года на окончательном заседании комиссия признала наиболее достойным проект, проходивший под девизом «Равноапостольному», который был составлен гражданскими инженерами В.А. Косяковым и Н.Э. Икавитц, из Санкт-Петербурга. Некоторые изменения затем в этот проект внёс астраханский городской архитектор П.И. Коржинский, под надзором которого возводился храм.

19 января 1895 года астраханская городская управа представила в консисторию проект будущей постройки: западный, южный и восточный фасады, продольный и поперечный разрезы, планы подвалов и церкви, чертеж графического построения устойчивости сводов, чертеж системы забивки свай под фундамент, с показанием конструкции, расчетную записку устойчивости купола, выполненную архитектором Коржинским, план участка и пояснительную записку губернского архитектора Шкателова. Проект был утвержден помощником министра Внутренних Дел сенатором Горемыкиным.

Стоит отметить, что проект храма в «византийском» стиле Косякова и Икавитца, был опубликован в известной «архитектурной энциклопедии» Г.В. Барановского (датирован он 1895 годом).

К строительству храма, из-за ряда обстоятельств, приступили только в 1895 году. 5 марта 1895 года были начаты подготовительные работы: место под храм было значительно возвышено, укреплено 1565 семиаршинными дубовыми сваями, а через четыре месяца началась закладка фундамента. 18 июня произведена закладка храма, в фундамент была заложена памятная доска с описанием обстоятельств, приведших к его сооружению.

Возведение храма велось на средства городского общества города Астрахани. Среди благотворителей храма можно встретить много имён известных в ту пору горожан - Губины, Григорьевы, Бекуновы, Хлебниковы, Фёдоровы и другие фамилии. На строительство храма жертвовали и деньгами, и стройматериалами. Денежные пожертвования поступали и по духовным завещаниям простых людей.

Строительство церкви производились под надзором городского архитектора Коржинского и велось около семи лет. Работы были завершены 12 июля 1902 года, в 1902 году отмечался 300-летний юбилей основания Астраханской епархии, и строительная комиссия желала окончания строительства и освящения храма именно в этом году.

В ходе строительства в проект были внесены некоторые изменения: «Вместо узкой трапезной, соединяющей колокольню с средней частью храма, сделана широкая, в размер подпружной арки средняго купола. Отступление это, не вредя прочности храма, значительно увеличило вместительность его и в тоже время придало более солидный внутренний вид».

Новый храм стал одним из крупнейших сооружений города, выдержанный в византийском стиле с прекрасным освещением и паровым отоплением он поднялся на 23,5 сажень (сажень - 2,13 метра), т.е. на высоту 50 метров.

Освящение храма было приурочено к 15 июля - дню Благоверного князя Владимира. На освещение прибыл, известнейший в то время священник, отец Иоанн Кронштадтский. Молитвы его, по свидетельствам верующих, имели целительную силу. Торжество освящения завершилось праздничным обедом, где городской голова И.Н. Плотников сказал: «Я живо припоминаю первое заседание комитета по постройке храма святого Владимира. Признаюсь, мне тогда казалось почти невозможным закончить постройку стоимостью 300 тысяч рублей при наличности находившихся в кассе только 15 тысяч. Я тогда недостаточно сознавал колоссальную силу людей, объединённых во имя великой цели».

Существуют сведенья, что во время революции 1917 года и мартовского рабочего восстания 1919 года Владимирский храм получил некоторые повреждения от огня судов Волжско-Каспийской флотилии. После революции в соборе продолжались службы, в 1923 году храм чуть было не перешёл в руки обновленцев. В марте 1924 года Астраханский архиепископ Фаддей (Успенский) сделал Князь-Владимирский храм своим собором. Это было вызвано тем, что как и Успенский собор, так и большинство других важнейших астраханских храмов были захвачены обновленцами. Долгое время Князь-Владимирский храм продолжал выполнять функции кафедрального собора, занимая самое видное место среди оставшихся православных церквей. Но в 1936 году церковь все-таки была захвачена обновленцами.

Храм был закрыт в 1939 году и было решено его снести, но он все же избежал этой участи.

Существует следующая версия: «Когда храм был закрыт и местные власти приняли решение о его сломе. Татары, жившие рядом с храмом в слободе Царев, глубоко возмутились этим. Большинство из них принимало участие в строительстве храма как каменщики или в каких-либо других работах, хотя все они были мусульманами, но православный храм, построенный их руками и как их детище, и как украшение города Астрахани, не должен был быть разрушен. Татары отправили делегацию в Москву к Калинину и у него на приеме добились решения о сохранении храма».

В храме был устроен склад. В 60-х годах была предпринята вторая попытка сноса храма, но астраханцы снова были возмущены этими замыслами. Существует легенда, о том, что на купол собора забралась женщина и привязала себя к кресту, а живущие рядом татары окружили церковь живым кольцом и трое суток сидели и жгли костры, не допуская никого к храму. В результате чего городские власти изменили свое решение.

В 1967 году было вынесено решение о переоборудовании собора под помещение городского автовокзала. В нем были устроены междуэтажные перекрытия, внутреннее пространство разгорожено на отдельные помещения, а часть проёмов заложена. В остальном здание хорошо сохранило свой первоначальный вид. Никаких реставрационных работ по храму в советское время не производилось.

После 1990 года храм еще долгое время выполнял функции городского автовокзала, только в 1999 году автовокзал перенесли на площадь перед железнодорожным вокзалом, а собор был возвращен Церкви.

26 июля 1999 года Преосвящённейший епископ Иона совершил освящение крестов, которые установили на куполе и на колокольне храма. Начались работы по возвращению церкви её настоящего облика. В 2001 году, были освящены новые колокола.

Сам храм был освящён в октябре 2002 года, во время посещения Астрахани Святейшим Патриархом Алексием II.

Архитектура

Высотный мотив церкви является одной из главных архитектурных доминант Астрахани. Высота храма составляет 50 метров, диаметр купола 12 метров.

Каменный, крупных размеров, приподнятый на полуподвале храм, выстроен по образцу византийских купольных базилик. К средокрестию с выявленными во вне подпружными арками с четырёх сторон примыкают пониженные экседры со скошенными в верхнем ярусе углами, перекрытые лотковыми конхами. Пониженные по сравнению с нижним ярусом экседр угловые ячейки, перекрытые крестовыми сводами, дополняют планировочный квадрат храма, к которому с востока примыкает полукруглая алтарная апсида с хором, а с запада – невысокая двухъярусная колокольня с купольным восьмигранным барабаном звона.

Архитектурная тема купольной базилики обогащается ярусно-центрической трактовкой композиции и усложняется «предвинутым» объёмом колокольни. Сквозной композиционный мотив гранных объёмов развит богатой декоративной пластикой фасадов, сочетающей формы «византийского» и «русского» стилей, а также отдельные приёмы нарождающегося модерна.

Владимирский собор расположен в центре площади, открытой в сторону Приволжского затона (бывшего Адмиралтейского затона). Противоположная восточная сторона площади замыкается советской застройкой. Рядом с церковью, с юго-западной стороны, находится одноэтажное, на высоком цоколе, здание городского духовного училища, южный фасад которого, выходящий в линию именовавшей ранее большой Теребиловской улицы обработан скупыми формами «петровского барокко».

Интерьер

При освящении храма во всех трёх алтарях были установлены временные деревянные иконостасы, изготовленные астраханским мастером Д.И. Шепелёвым. Известно, что велись переговоры об установлении петербургским академиком В.Д. Фартусовым мраморных иконостасов, но о результатах их неизвестно.

Внутренняя роспись храма была выполнена по эскизам ученика известного русского художника Нестерова-Лепёшкина. Наиболее замечательными были полотна: Бога Саваофа и Богоматери в алтарной апсиде, но в период советской власти внутреннее убранство храма было утрачено.

ЭТО может быть ИНТЕРЕСНО