Храмы Астрахани /

Благовещенский монастырь

ул. Советская д. 29

О комплексе
Полное название: Благовещенский (Ново)девичий монастырь (бывший Вознесенский мужской монастырь)
Дата постройки: 16-19 вв.
Адрес: ул. Советская д. 29
Объект культурного наследия регионального (местного) значения
Автор проекта: неизвестен
Архитектурный стиль: эклектика
Недействующий монастырь
Фотографии
Состав комплекса
Колокольня Благовещенского монастыря
Колокольня Благовещенского монастыря
1907, 1930 г.(снесена), 2010-2012 г.(воссоздана)

Благовещенский (Ново)девичий монастырь (бывший Вознесенский мужской монастырь)

До нас, к сожалению, дошла небольшая часть архитектурного комплекса монастыря.

История

История женской обители на этом месте начинается с начала 18 века – до этого здесь находился древний Вознесенский мужской монастырь. Вознесенский монастырь был первым церковным строением, возникшим за пределами Кремля и Белого города, на той территории, которая в середине 17 века получит название Земляного города.

Вознесенский мужской монастырь - основание

В конце 16 века у восточной стены острога находился убогий дом или богадельня, называемая «Царское богомолье». Далее, спускаясь к реке Кутум, тянулся Государев сад, пожертвованный в 1598 году Успенскому собору на вечный помин по скончавшемуся в тот год царю Фёдору Иоанновичу. При убогом доме находилось кладбище для погребения странных, т. е. бездомных или бедных, жителей города, которых некому было хоронить. По преданию, на этом кладбище с давних времён стояла часовня с иконой Вознесения Господня. Жил при этой часовне чёрный священник (иеромонах) Мисаил, отпевавший усопших и служивший по ним панихиды. В 1604 году первый астраханский архиепископ Феодосий велел старцу Мисаилу «поставить храм Вознесения Господа нашего Иисуса Христа за острогом на бугре у убогого дома Царское богомолье и для погребения странных, и благословил его монастырь строити и братию собирати». Но монастырский храм выстроить не удалось из-за начавшейся в 1606 году великой смуты в Русском государстве, окончившейся только в 1614 году. Видимо, монастырь так оскудел, что долго не мог оправиться от обрушившихся на него напастей. Только в 1620 году было закончено строительство деревянного соборного храма.

Первая каменная церковь

Только в 1641 году игумен Вознесенского монастыря Герасим своею келейною казною стал строить в обители каменную церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение». Но умер, достроив её только до половины. В 1652 году игумен Мисаил писал к царю Алексею Михайловичу, прося его достроить эту церковь государевой казною. Царь прислал грамоту к астраханским воеводам и прочим приказным людям с повелением осмотреть церковь: «Сколько сделано и чего не сделано; и велели вы есте сметить (произвести разметку), сколько ту церковь достроить нашею казною, и то строение со всем в отделке во что станет». Но неизвестно, выданы ли были деньги из государственной казны на строительство храма. А в 1660 году игумен Мисаил опять писал царю, прося его о денежной помощи для довершения каменной церкви, которая теперь уже называлась не Знаменской, а Вознесенской. По словам челобитчика, церковь уже девять лет стояла недостроенною и, что было сложено, размывалось сыростью и дождём. Неизвестно, было ли закончено строительство этого храма в описываемое время, только по летописным известиям новый каменный соборный храм был освящён в 1699 году и назывался он теперь уже Благовещенским.

Упразднение мужского монастыря

После упразднения в 1700 году астраханского Троицкого монастыря, его братия во главе с архимандритом Рувимом была переведена в монастырь Вознесенский. В 1706 году был упразднён и Вознесенский монастырь.

Монастырь окончил своё существование в связи с направленной политикой императора Петра I по упразднению монастырских землевладений. Многие обители лишились своих имений, служивших для них единственным источником пропитания. Монастыри нищали и как ненужные, по мысли Петра I, упразднялись. По упразднении Вознесенского монастыря братия его была переведена в Спасо-Преображенский монастырь, а архимандрит Рувим стал его настоятелем. В опустевшую обитель были переселены сестры из женского монастыря, и она стала именоваться Благовещенскою.

Женский Благовещенский монастырь

Существование женского Благовещенского монастыря в Астрахани прослеживается с первой четверти 17 века. Долгое время считалось, что первое упоминание о женской обители в Астрахани относится к 1628 году, где под следственным делом о рыболовных водах Астраханского Троицкого монастыря находится подпись дьякона Благовещенского женского монастыря Ивана. Но, благодаря трудам современного волгоградского исследователя А.В. Дубакова, в архивах Санкт-Петербурга найдены упоминания об Астраханском женском монастыре и в 1614 и 1619 годах. Находился он где-то на территории Белого города, возможно рядом со Знаменским храмом, построенным в начале 70-х годов 17 века. В то же время голландский путешественник Корнилий де Бруин, посетивший Астрахань в 1703 году, упоминает о женском Пятницком монастыре. Предполагают, что так он называл Благовещенский монастырь, но синодик Вознесенского монастыря, написанный в 17 веке, свидетельствует о существовании в Астрахани двух женских обителей: Благовещенской и Пятницкой. После 1703 года нигде никаких свидетельств о Пятницком монастыре больше нет. Скорее всего, сёстры этой обители вместе с Благовещенскими монахинями были переведены в упразднённый Вознесенский монастырь. Об этом можно судить и по тому, что к соборному монастырскому Благовещенскому храму в это время был пристроен придел в честь Мученицы Параскевы Пятницы.

Икона Божией Матери «Живоносный источник»

В 1722 году, готовясь к приезду в Астрахань императора Петра I, астраханский губернатор Артемий Волынский очистил кремль от многих деревянных зданий для строительства на их месте большого трёхэтажного государева дворца. Вместе с другими зданиями из кремля были перенесены несколько храмов, в том числе и древняя домовая воеводская церковь в честь Апостола Иоанна Богослова. Этот деревянный храм был разобран и перенесён в Благовещенский монастырь, где был поставлен рядом с собором. Иоанно-Богословский храм был перенесён вместе со всею утварью, в том числе и с хранившейся в нём с 1672 года чтимой иконой Божией Матери «Живоносный источник». Эта икона, принесённая в Астрахань воеводою Иваном Богдановичем Милославским, послужила залогом замирения бунтующего города, находившегося в руках разинцев. В честь этого образа в перенесённом Иоанно-Богословском храме был устроен придел.

Расширение и строительство монастыря

Епископ Мефодий очень любил Благовещенскую обитель и много заботился о ней. В своих грамотах он именовал монастырь «Астраханским Благовещенским вторым собором».

19 марта 1765 года в монастыре был освещен перестроенный в камне Иоанно-Богословский храм. Церковь была устроена тёплой, и в ней служили в зимнее время. Храм был выстроен Епископом Мефодием на свои средства и на пожертвования от астраханского купечества, также была выстроена новая каменная ограда вокруг монастыря вместо старого деревянного палисада, а также каменные келии для игумении и монахинь.

В 1778 году игуменией Маргаритой была устроена небольшая каменная часовня в юго-восточном углу монастыря. В этой часовне была поставлена очень почитавшаяся астраханцами хранившаяся в обители икона Святителя Николая Чудотворца.

С 1848 по 1851 год, при игуменьи Аполлинарии старанием астраханского купца Абезъянина капитально был отремонтирован настоятельский дом и отдающееся в наём монастырское здание, а также Иоанно-Богословская церковь. Этим купцом была восстановлена и часть разрушившейся северной стены обители.

Иоанно-Богословская церковь, несмотря на постоянные исправления, к середине 19 столетия пришла в крайнюю ветхость и стала грозить разрушением. По благословению Астраханского архиепископа Афанасия (Дроздова) была предпринята значительная перестройка храма, сильно изменившая его первоначальный облик. Возобновлённый храм был освящён 30 октября 1865 года.

К 70-м годам 19 века пришли в состояние почти полного разрушения старинные монастырские стены, окружавшие обитель. Игуменьи Аполлинарии (1868–1896 гг.) пришлось приложить много стараний, чтобы привести стены в надлежащий вид. Позже стены ещё несколько раз ремонтировались, но к началу 20 столетия они уже имели ухоженный вид.

В ночь с 29 на 30 июня 1894 года в Благовещенском монастыре произошёл пожар, от которого сгорели или были сильно повреждены огнём многие здания. Сгорели два деревянных корпуса, сдаваемых в аренду вместе со стоящими рядом деревянными каретником и конюшней; деревянный корпус, где размещалась церковно-приходская школа; трапезная для монахинь и восемь келий, помещавшихся под этим корпусом; каменная кухня с кладовыми и амбарами для дров; каменный флигель, где жила настоятельница монастыря, и деревянный ледник с деревянным амбаром под ним. После этого несчастья стараниями игуменьи Аполлинарии и заступившей на её место в 1896 году новой игуменьи Зинаиды было выстроено много новых жилых и хозяйственный строений.

В 1896 году площадь монастыря значительно увеличилась через присоединение к нему с западной стороны участка земли, уступленного городским обществом. Здесь в 1898 году, в юго-западном углу ограды, было построено каменное одноэтажное здание для церковно-приходской школы.

В том же 1896 году на месте каменного здания для настоятельницы монастыря, построенного ещё в 1786 году епископом Мефодием, был выстроен новый одноэтажный каменный дом. В 1897 – 1900 годах в обители были выстроены ещё два новых корпуса: первый – в западной части – каменный, двухэтажный, вмещавший в себя трапезную, кухню и просфоропекарню, комнату для рукоделия и иконописания и несколько жилых келий; второй – в южной части – двухэтажный, полукаменный с келиями для сестёр монастыря. Для хозяйственных нужд обители близ южной стены был выстроен каменный корпус, где были расположены каретник, конюшня, баня и дровник. В 1900 – 1901 годах по благословению игуменьи Зинаиды была перестроена часовня Святителя Николая в юго-восточном углу обители. К концу 19 столетия эта часовня пришла в крайнюю ветхость и в состояние, близкое к разрушению. В 1900 году часовню разобрали, и в конце марта 1901 года началось строительство новой часовни. Освящена она была в феврале 1901 года.

В начале 20 столетия была воздвигнута новая монастырская колокольня. В марте 1906 года игуменья Зинаида просила разрешения астраханского епископа Георгия (Орлова) на строительство новой колокольни по выбранному плану. Постройка была разрешена, и с весны 1905 года приступили к работам. Строительство шло успешно и закончилось в сентябре 1907 года.

Монастырь в Советское время

С установлением Советской власти в Астрахани монастырь был упразднен. На его территории размещались в разное время военная часть, госпиталь, детский дом.

В 1929 году разобрано здание Иоанно-Богословской церкви и часовня «Живоносный источник», а в 1930 году разрушено здания Благовещенского собора и величественная монастырская колокольня.

В 1949 году большая часть монастыря была передана Астраханскому областному военкомату. В части одноэтажных деревянных келий, располагавшихся в северной и восточной части обители, находился частный жилой фонд.

Реставрация и восстановление

Восстановление монастыря началось в 2008 году. На первом этапе были отреставрированы стены и башни монастыря, отреставрирована и открыта для верующих часовня Святителя Николая.

В 2010 году началось воссоздание колокольни. Работы продолжались три года, а их стоимость составила более 250 миллионов рублей (средства выделялись Министерством культуры России по подпрограмме «Русская православная церковь» федеральной целевой программы «Культура России»).

В декабре 2012 года на колокольню был водружен крест, а с 2013 года планируются работы по воссозданию утраченной звонницы.

Архитектура

Монастырь формировался как архитектурный комплекс с 16 по 20 век.

Территория монастыря в плане имеет форму неправильного пятиугольника площадью 1,42 га., ограниченного со всех сторон кирпичными стенами (высотой 5,9м) с тремя башнями: юго-восточной башней-часовней, восточной и северо-восточной. Эти башенки имеют округлую форму, увенчаны каменными шпилями когда-то имевшими флюгера в виде ангелов. Стены и башни, выстроенны с применением форм ложнорусского стиля.

В монастыре было два храма, и две часовни - часовня в честь Николая Чудотворца, а посреди монастыря, между соборами, располагалась часовня с хранившейся здесь главной святыней обители – иконой Божией Матери «Живоносный источник».

Внутри ограды, на территории монастыря находились: в центральной части – одноэтажный каменный настоятельский корпус и двухэтажный полукаменный корпус для сестёр обители; в западной части – двухэтажный каменный корпус с помещениями для трапезной, кухни, просфорни,иконописной и золотошвейной мастерских; в юго-западной – одноэтажный каменный корпус для церковно-приходской школыв; в южной части – каменный одноэтажный корпус для хозяйственных служб обители. Кроме того, в северной и восточной части монастыря находилось множество небольших деревянных строений, используемых под кельи. Часть сохранившихся одно- и двухэтажных построек конца 19 века требуют ремонтно-реставрационных работ.

ЭТО может быть ИНТЕРЕСНО