Памятники архитектуры Астрахани /

Городская электрическая станция

ул. Красная набережная, 36

О здании
Полное название: Астраханская городская электрическая станция
Дата постройки: 1916-1917 гг.
Адрес: ул. Красная набережная, 36
Объект культурного наследия регионального (местного) значения (3000208000)
Автор проекта: архитектор Коржинский П.И., Домонтович К.К.?
Архитектурный стиль: кирпичный стиль, модерн, конструктивизм, эклектика
Фотографии

Астраханская городская электрическая станция

В конце 19 столетия в Астрахани возникла потребность в электроэнергии, встал вопрос о строительстве городской электростанции.

История

В конце 19 столетия в Астрахани возникла потребность в электроэнергии, встал вопрос о строительстве городской электростанции.

В 1900 году астраханская Городская дума ходатайствовала перед Министерством финансов о выпуске займа на миллион рублей для постройки здания городских учреждений, электростанции и устройства канализации. Инициатором также выступала и астраханская Городская управа. Оценив перспективы, которые должна была принести с собой электрификация, управа и дума предложили произвести облигационный заем на строительство электрической станции. По мнению Городской управы, она «...доходами от частных потребителей может окупить расходы по своему содержанию и, следовательно, явится большая экономия в расходах по освещению города. С течением времени, развитием и ростом города, собственная городская электрическая станция будет давать еще больше доходов». После долгой подготовительной работы, 16 июля 1905 года, Городская дума представила в присутствии компетентной комиссии проекты и смету расходов на строительство электрической станции. Но ходатайство было отклонено и больше этот вопрос думой не рассматривался. В итоге средства были изысканы только в 1908 году.

15 сентября 1908 года на заседании думы были приняты проект городской электростанции (разработанный «Акционерным обществом электрического освящения»), и записка инженера-электрика И. Зайковского. 16 декабря проект был утвержден строительным отделением губернского правления. Авторами проекта были архитектор П. И. Коржинский и городской инженер-электрик И. Зайковский.

Астраханская электростанция строилась по образцу тепловых электростанций рубежа 19 и 20 веков, работающих на двигателях внутреннего сгорания. Проектом предусматривались три дизельных двигателя (поставленных заводом Нобеля) мощностью по 300 л.с., генераторы однофазного переменного тока, распределительная доска, мостовой кран, насос для охлаждающей воды, наблюдательная площадка и галереи в машинном зале. Проектная мощность электростанции составляла 600 квт. с напряжением у генераторов 2100 вольт. Ток подземными кабелями должен был подаваться на биржу, к Александровскому саду и на Облупинскую площадь (позже переименована в площадь 9 января 1905 года, ныне не существует), в остальные части города – воздушной проводкой (ист. «Астраханский справочный листок», 1900, № 248).

Место для электростанции было выбрано в центральной части города на берегу реки Кутум, между Индийской (ныне Володарского) и Рождественской (ныне Коммунистеческая) улицами. Здесь под электростанцию был отведен узкий треугольный квартал, образованный схождением набережной и Малой Агарянской улицы (ныне ул. Советской милиции). Строительство здания, занявшего западную (широкую) часть квартала, было завершено 15 марта 1910 года. Центральная городская электростанция Астрахани была принята экспертной комиссией под председательством губернского архитектора А. М. Вейзена. Работать станция фактически начала в 1911 году (ист. История Астраханского края: Монография. - Астрахань: Изд-во Астраханского гос. пед. ун-та, 2000. 1122 с.).

Вскоре (в некоторых источниках указывается 1914 год) возникла необходимость модернизации электростанции, нужно было перейти на трехфазные генераторы и паротурбинные двигатели. Это потребовало увеличения полезных площадей для размещения парокотельного агрегата, буферных аккумуляторных батарей, трансформаторов, распределительно устройства и т.д. Скорее всего, пристройки осуществлялись постепенно и были завершены к 1916 году. Расширенное здание заняло весь квартал, на небольшом отступе от него, в восточном углу треугольного участка, разместилось небольшое здание электрической подстанции.

Дальнейшие реконструкции и расширения электростанции несколько изменили её первоначальный облик: были сооружены различные пристройки (наиболее значительная из них расширила западную часть здания в северном направлении), заложены и перебиты отдельные проёмы и т.д.

В 1937 году над юго-западной частью здания был надстроен высокий трехсветный цех в конструктивистском стиле.

Реставрационные работы на Городской электрической станции не проводились.

Архитектура

Здание городской электростанции является памятником промышленной архитектуры начала 20 века, сравнительно редким примером первых тепловых электростанций России. Сохранившаяся планировка отражает постепенное расширение и совершенствование процесса производства электроэнергии. Неоштукатуренные фасады оформлены в поздних формах архитектурной эклектики с отдельными элементами модерна, такое решение фасадов было характерным для промышленных зданий дореволюционного периода. Обращает на себя внимание выразительный контраст тяжелой пластики фасада машинного зала с обширными остекленными поверхностями окон нижнего света, «барочный» фронтон котельного зала и волнистые аттики восточного крыла.

Здание - комплекс разновременных построек с различной этажностью частей. Историческим и функциональным ядром комплекса является прямоугольный (32 х 14 м) двухсветный машинный зал в средней части с семиосевым фасадом (окна верхнего света – двойные, арочные), выходящим на набережную Кутума. Позади машинного зала, частично сохранившему первоначальные проемы по своему южному фасаду, возвышаются поздние объемы турбинного зала с фасадом на ул. Советской милиции и конструктивистской надстройкой 1937 года.

С запада к машинному залу примыкает несколько более поздняя двухэтажная пристройка с двухосевым фасадом по улице Володарского, со скошенными углами (включающими еще по одной оконной оси), разделенная вестибюлем и лестничной клеткой на две половины.

С востока к машинному залу примыкает вытянутый в поперечном направлении (14 х 25 м) трехсветный котельный зал с трехосевыми фасадами на набережную и ул. Советской милиции. Котельный зал был выстроен в 1916 году и стал композиционным центром сложившегося к этому времени комплекса электростанции.

Восточное (двухэтажное), сужающееся в плане крыло комплекса, в 10 осей по северному фасаду (на набережную) и в 5 – по восточному фасаду, а также дополняющее его двухэтажное, треугольное в плане здание подстанции, композиционно уравновешивают западные помещения. Помещения восточного крыла делятся на переднюю и заднюю половины продольным коридором газоходов, ведущим к круглому в плане помещению – бывшему основанию дымовой трубы.

Ранняя часть постройки выполнена из кирпича разных марок начала 20 века на кирпичном же ленточном фундаменте. Полы цементные, перекрытия деревянные, балочные: залы перекрыты металлическими стропильными конструкциями. Крыши железные – двухскатные и вальмовые, котельный зал покрыт цилиндрической крышей. Стены изнутри оштукатурены и побелены, снаружи – окрашены без штукатурки.

Фасад машинного зала по всем простениям обработан лопатками, по которым раскреповываются кирпичный венчающий карниз с фризом прямоугольных впадинок и междуярусный пояс, выполненный двумя тягами. Сдвоенные арочные окна верхнего света обведены широкими рустованными архивольтами, опирающимися на короткие полуколонки с «романскими» капителями. Над крайними осями фасада возвышаются аттики с лучковым подвышением, украшенные эмблемой акционерного общества. Лопатки украшены плоскими выступами, имитирующими «стекание» поверхности, с круглыми медальонами под раскреповками междуярусного пояса. Оформление других фасадов носит более строгий характер.

ЭТО может быть ИНТЕРЕСНО