Памятники архитектуры Астрахани /

Ансамбль евангелическо-лютеранской церкви

ул. Казанская 100, 102, 104

О комплексе
Полное название: Ансамбль евангелическо-лютеранской церкви Иисуса
Дата постройки: 1888-1892 гг., 1893 г., 1908-1909 гг., 1940-1941 г
Адрес: ул. Казанская 100, 102, 104
Объект культурного наследия регионального (местного) значения
Автор проекта: архитектор Домантович К.К., Шкателов П.В., Карягин С.И.
Фотографии
Состав комплекса
Астраханская кирха
Астраханская кирха
1888-1892 гг., перестроена в 1940-1941 гг.
Пасторат
Пасторат
1892-1893 гг.

Ансамбль евангелическо-лютеранской церкви Иисуса

Во времена Петра I наплыв европейцев, прежде всего немцев, в Астрахань стал особенно заметным. В 1702 году немецкая община Астрахани насчитывала около 100 человек, а по данным первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года в Астраханской губернии проживало 5162 немца и большая часть проживавших в Астрахани немцев были христианами-лютеранами.

История

Наплыву европейцев в Россию способствовал высочайший манифест от 16 апреля 1702 года об их найме на русскую службу и особых льготах, «дабы наши подданные могли тем более и удобнее научиться поныне им неизвестным познаниям и тем искуснее становиться во всех торговых делах».

В 1702 году немецкая община Астрахани насчитывала около 100 человек. В 1713 году был выстроен первый молитвенный дом, в 1720 году преобразованный в кирху. Но в 1727 году Астрахань посетила чума, опустошив поселения, а в 1729 году все лютеранские постройки (кирха, пасторат, церковная школа и архив) сгорели. Оправиться удалось не сразу, немцев в Астрахани осталось совсем немного. Помог известный естествоиспытатель, глава медицинской части в Российской империи доктор Лерхе. Его стараниями деревянную кирху восстановили в том же году.

Со времен Петра I астраханские немцы играли видную роль в культуре, торговле, здравоохранении Астраханской губернии. Наказными атаманами Астраханского казачьего войска становились Э.Д. фон-дер-Брюгген (1838-1848), К.Ю. Фосс (1876-1880), Н.М. Цеймерн (1884-1888), М.А. Газенкампф (1895-1903), Михаил Александрович Газенкампф, к тому же, был назначен астраханским губернатором. Безупречной репутацией славилась аптекарская торговля Карла Ивановича Оссе, «английский магазин» Н.Н. Керн, водопроводные мастерские Бок, металлические изделия К. Элухен. Множество немецких инженеров работало в Нобелевском городке, в нефтяной промышленности, немало их служило в пароходствах «Самолет», «Кавказ и Меркурий». В истории русской культуры осталось славное имя одного из первых баснописцев И. Хемницера, сына военного лекаря из Енотаевского гарнизона Астраханской губернии. А.П. Далингер был основателем и первым главным врачом губернской Александро-Мариинской больницы. Во врачебном отделении работали лекарь статского советника Франц-Оттон Фридрихович Шперк и фармацевт-провизор, коллежский секретарь, Владимир Федорович Губерт, защитивший степень провизора в Дерлтском университете. А кто в Астрахани не знает улицы имени Бэра, которая получила свое название в честь ученого-энциклопедиста Карла Эрнста фон Бэра, после экспедиции в Астраханский край создавшего труд, который подробно и разносторонне описывал Каспий и Нижнее Поволжье.

В 1747 году в связи с перестройкой Астраханского кремля городские власти решили перенести лютеранскую церковь в Армянскую слободу, в Заканавье. Лютеранская церковь переместилась в район Армянской слободы. В царствование Елизаветы Петровны в 1759 году на этом же месте, рядом с обветшалой от времени старой лютеранской церковью была построена очень скромная по виду и небольшая по размерам деревянная кирха, которая прослужила немецкому евангелическо-лютеранскому приходу 133 года, вплоть до времени освящения новой каменной кирхи.

В 1887 году в совет евангелическо-лютеранской церкви входили пастор Герман Егорович Гальмстрем, выпускник Дерптского университета, купцы Яков Иванович Шмидт, Илья Федорович Вирц, Виктор Самойлович Гальдбах и Роберт Богданович Фойгт. Немало российских немцев трудилось в астраханских учебных заведениях. В мужской гимназии преподавал немецкий язык кавалер ордена святой Лины третьей степени Иван Карлович Томас. В ней же работал врачом кавалер ордена святого Станислава 2-й степени, святой Анны 3-й степени и святого Владимира 4-й степени Герман Самойлович Мейерсон. Главной надзирательницей Мариинской женской гимназии была Екатерина Карловна Энсе, воспитанница Смольного института. В мореходном классе преподавал отставной капитан-лейтенант, воспитанник морского кадетского корпуса, кавалер российских орденов и медалей и персидского ордена «Льва и Солнца» 3-й степени Владимир Николаевич Розенберг. Рост численности немецкой колонии в Астрахани потребовал учреждения поста нештатного вице-консула Германской империи. Повелением Вильгельма II первым вице-консулом был назначен Альберт Рейхардт.

По данным первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года в Астраханской губернии проживало 5162 немца и большая часть проживавших в Астрахани немцев были христианами-лютеранами.

С начала 19 века немецкая община приступила к сбору средств на постройку новой кирхи. Но пожертвования были невелики: за 67 лет, с 1821 по 1888 годы, собрали 12570.5 рублей. С этой суммой и была начата постройка каменной кирхи 28 августа 1888 года. 14 июня 1892 года каменная кирха была торжественно освящена.

В 1893 году был освящен построенный рядом с кирхой пасторат, дом в котором проживал пастор и располагалось помещение для собраний церковного совета.

Последним, третьим объектом постройкой которого было завершено создание центра-комплекса лютеранской духовной жизни в Астрахани стало здание приходской школы в северо-восточном углу участка. Школа была завершена и освящена в 1909 году.

Первая мировая война вызвала волну немецких погромов в России. Астрахань не стала исключением - немецкие магазины были разграблены, большинство немцев выехали из города в первые недели после начала войны, тем не менее, до середины 20-х годов в лютеранской кирхе продолжались богослужения, но после революции антирелигиозная пропаганда вылилась в массовое упразднение религиозных общин и разрушение культовых сооружений. 31 марта 1923 года домовладения Евангелическо-Лютеранского прихода было муниципализировано и передано в пользование Горкоммунотделу. В 1927 году комплекс был передан «детприёмнику НКВД». В 1939 году здание бывшей кирки передается как пустующее помещение правлению Рейдтехфлота под жилой дом. Строительные работы по реконструкции кирки были проведены Астраханским стройучастком «Мосстрой» с 24 января по 20 августа 1941 года.

В начале 1970 годов здание пастората и школы был переданы Горздравотделу для размещения служб противотуберкулезного отдела. Планировка зданий пастората и приходской школы претерпела изменения во второй половине 20 века.

Таким образом, первоначальный облик комплекса утрачен. Сейчас в здании бывшей кирки размещаются жилые квартиры. Никаких реставрационных работ по комплексу не производилось.

В настоящее время здание пастората и церковно-приходской школы возвращено астраханской немецкой общине (восстановленной немцами в 1992 году при евангелическо-лютеранском приходе). Существуют планы реставрации комплекса.

Архитектура

Территория комплекса занимает западную часть квартала, ограниченного улицами: Казанская (бывшая Кирочная, Спартаковская), Мечникова (бывшая Крестовая, Камышинская), Зои Космодемьянской (бывшая Петро-Павловско-Армянская, Элистинская) и Дарвина (бывшая Колустовская). Квартал, в свою очередь, является градообразующим элементом исторического места «Армянская слобода», возникшего в 18 - нач. 20 вв. к югу от исторического ядра Астрахани.

Комплекс-памятник представляет значительный интерес как ценный образец культовой архитектуры. Состоит комплекс из трёх объёмов: кирхи, пастората и приходской школы и имеет в плане прямоугольник со сторонами 87х39 метров.

ЭТО может быть ИНТЕРЕСНО