Памятники архитектуры Астрахани /

Усадьба Агабабова

ул. Набережная 1 Мая, 101

О здании
Полное название: Усадьба Д.Г. Агабабова
Дата постройки: 1894-1898 гг.
Адрес: ул. Набережная 1 Мая, 101
Объект культурного наследия регионального (местного) значения
Автор проекта: неизвестен
Архитектурный стиль: эклектика
Фотографии

Усадьба Д.Г. Агабабова

Памятник городской застройки конца 19 - начала 20 века и пример целостного ансамбля богатой купеческой усадьбы. Воспроизводя традиционную – свободную и рациональную, асиммитрично-уравновешенную - планировку дворового участка, отличается редким композиционным единством и компактностью.

История

Усадьба, ранее находившаяся на этом месте, была приобретена известным астраханским богачом, купцом и промышленником Агабабовым в конце 19 века. По его заказу и был возведен существующий комплекс зданий, местной строительной артелью, в конце 19 - начале 20 вв. Но возможно, что флигель и службы относятся к более раннему периоду (в некоторых источниках усадьба называется: «усадьба братьев Гулюмовых, 1894 г.», но в перечне объектов культурного наследия Российской Федерации она именуется именно как «усадьба Агабабова»).

Сохранившиеся постройки усадьбы Агабабова это жилой дом, флигель с торговым помещением в нижнем этаже, дворовые службы (конюшня с каретником), передние и задние ворота. Усадьба не реставрировалась, поэтому её постройки находятся в обветшавшем состоянии.

Архитектура

Прямоугольная в плане территория усадьбы вытянута поперек квартала от Набережной 1 мая до улицы Шаумяна. Передняя, южная половина занята жилым домом. Это большой каменный, двухэтажный на полуподвалах особняк с 7-осевым фасадом (на крайних осях в верхнем этаже проемы сдвоены). Особняк главным фасадом расположен в линию застройки набережной, а «доходной» пристройкой, вытянут в глубину двора по западной границе территории усадьбы. Со стороны двора фасад особняка и пристройку огибает двухъярусная галерея с аркадами на каменных столбах.

Убранство главного фасада представляет собой великолепный образец архитектурной эклектики с отчетливыми признаками наступающего модерна: фланкирующие ризалиты завершаются пышными ступенчатыми фронтонами перед пирамидальными колпаками железной крыши, в простенках спускаются постепенно расслаивающиеся к низу лопатки, дополненные в ризалитах коринфскими полуколоннами и декоративными маникулярами. Сквозной повторяющийся мотив фигурных консолек создает впечатление свисающей в несколько рядом бахромы. Пышная пластика фасада дополняется богатыми узорными формами художественного литья: чугунными решетками ограждения крыши (утрачено), перил и кронштейнов двух балконов перед ризалитами. К фасаду с востока примыкают каменные ворота с лучковой аркой.

Каменные флигель и дворовые службы в задней половине усадьбы возведены в линию застройки улицы Шаумяна и связаны в единую архитектурную композицию. Двухэтажный флигель в семь проемов верхнего этажа по уличному фасаду, с торговым помещением в нижнем этаже, занимает северо-восточный угол участка, композиционно уравновешивая (по диагонали) объем главного дома усадьбы. Его второй этаж далеко выступает над первым в сторону двора и опирается на каменные столбы. Фасад решен в более ранних и скромных формах архитектурной эклектики: венчающий карниз на консольках и ленточные наличники окон с профилированными лучковыми архивольтами, фронтон слухового окна решен в деревянных формах «русского стиля».

Одноэтажные помещения конюшни и каретника возведены под углом к друг другу по северной и западной границам участка. Каретник отделяется от флигеля крытым арочным проездом. По уличному фасаду этих построек имевших общий высокий чердак-сушило идет ряд небольших, повышенных оконных проемов.

ЭТО может быть ИНТЕРЕСНО