О здании
Дата постройки: 1888-1892 гг., перестроена в 1940-1941 гг.
Адрес: ул. Казанская 100
Объект культурного наследия регионального (местного) значения
Автор проекта: архитектор Домантович К.К.
Фотографии
Объект входит в состав комплекса

Астраханская кирха

Когда то это было изящное здание кирхи с высокой шатровой башней и превосходным немецким органом.

История

Немецкая община приступила к сбору средств на постройку новой кирхи в начале 19 века. Собранные пожертвования были невелики: за 67 лет, с 1821 по 1888 годы, собрали 12570.5 рублей. С этой суммой и была начата постройка каменной кирхи 28 августа 1888 года. Автором проекта кирхи был астраханский архитектор Константин Кириллович Домонтович, автор таких известных в Астрахани построек, как дом Губина и дом Григорьева. Рисунки внутреннего интерьера, алтаря, хоров и пасторской кафедры составил архитектор Мильде, строитель здания Берлинского рейхстага.

За время строительства, с 1888 по 1892 годы, было собрано пожертвованиями еще 15 тысяч рублей. Вся постройка здания и его внутреннее убранство обошлись в 27 тысяч рублей.

14 июня 1892 года каменная кирха была торжественно освящена. В старой деревянной лютеранской церкви (1759 года постройки) прошла прощальная служба, после чего в новое здание перенесли священные предметы. Здание старой церкви было сохранено и некоторое время использовалось под лютеранскую школу.

Общество «Братья Нобель» пожертвовало орган, изготовленный фирмой «E.F.Walcker & Co» из города Людвигсбург (примерно в тоже время там создавался орган для Домского собора в Риге – один из крупнейших в мире). 15 августа 1893 года орган освятили.

Так в Астрахани появился прекрасный памятник архитектуры и замечательный концертный зал, в стенах которого звучали и шедевры духовной музыки: оратории Гайдна, фуги Баха, различные произведения Моцарта.

К сожалению, храму было суждено просуществовать относительно недолго. Первая мировая война вызвала волну немецких погромов в России. Астрахань не стала исключением - немецкие магазины были разграблены, большинство немцев выехали из города в первые недели после начала войны, тем не менее, до середины 20-х годов в лютеранской кирхе продолжались богослужения, но после революции антирелигиозная пропаганда вылилась в массовое упразднение религиозных общин и разрушение культовых сооружений. Лютеранскую кирху, первоначально превращенную в клуб, затем (в 1940-1941 гг.) частично разобрали и перестроили в жилой дом.

В настоящее время в здании бывшей кирхи размещаются жилые квартиры.

Архитектура

Кирха располагается к юго-западу от пастората и западным своим фасадом выходит на красную линию ул. Мечникова (бывшая ул. Крестовая).

Здание, перестроенное в начале сороковых годов в трехэтажный жилой дом, представляет собой кирпичное строение, имеющее в плане прямоугольное очертание с сохранившейся пятигранной апсидой на восточном фасаде и выступом, оставшимся от основания утраченной восьмигранной колокольни на западном торцовом фасаде. Именно западный фасад и выполнял в своё время роль главного.

В архитектурном оформлении фасадов кирхи использованы элементы классицизма.

В своем первоначальном виде, как писали местные газеты того времени, каменная кирха была очень изящна. Здание выделялось высокой восьмериковой башней с шатром. Внутреннее помещение церкви состояло из традиционных частей: в восточной части располагался алтарь и боковые приделы; в западной части, кроме расположенной по центральной оси основания колокольни, существовали боковые притворы. Центральная часть здания представляла собой двухсветный неф. Большое впечатление производили три готических окна, составленных из разноцветных стекол, изображающих картины из жизни Спасителя.

Интерьер

К сожалению, интерьер церкви был утрачен, о нем можно судить лишь по сохранившимся описаниям. Изображение «Тела Христова» и престольный крест являлись копиями с оригиналов датского скульптора, одного из крупнейших представителей позднего классицизма Бертеля Торвальдсена. Великолепные люстры работы Дросса из Дерпта (ныне Тарту) были подарены Л. и П. Хлебниковыми.

ЭТО может быть ИНТЕРЕСНО